FAQ: ВОПРОС-ОТВЕТ

Гитарное оборудование, выбор процессоров, приборов, примочек

Jackson: Огромное спасибо, Алексей, за Ваше внимание, обмен опытом и предоставленную информацию. Ещё никогда не слышал этот проц, надо как-то послушать. Почему-то думал, что самый лучший - Line6 POD XT Live, на нём сейчас играет Владимир Холстинин, Ваш друг, насколько мне известно. Кстати, Ария недавно была в Виннице, очень круто сыграли. А в прошлом году Мираж в Винницу приезжал, я тоже был, незабываемые впечатления!!!!!!!!! Ещё одна просьба. Я хочу подобрать соло из "Новый герой", "Снова вместе" и "Музыка нас связала", но никак не могу снять быстрые пассажи в них. Не могли бы Вы как-нибудь скинуть табы или Гитар Про на них? "Я больше не прошу" я снял полностью, это один из моих самых любимых соляков. И ещё - на каком перегрузе вы записывали эти соло - Metal Zone или какой-то из дистошинов? Заранее благодарен!!!!!!!!!

Алексей Горбашов: Ещё раз, спасибо, Jackson, за интересные вопросы, давайте по порядку. Касательно Вашего вопроса о процессоре LenePod. Я уже говорил ранее, что выбор любого оборудования или инструмента – это вопрос очень индивидуальный. Возможно, этот процессор очень хорош для многих. Я его пробовал, как только он появился на рынке. Мы колесили тогда по Германии, и я увидел рекламу в одном из журналов. Заехал к знакомому немцу в большой магазин во Франкфурте и попросил у него прибор на несколько дней поиграться. Если говорить объективно о его технических характеристиках или функциональных качествах, никаких претензий нет. Но этого слишком мало для того, чтобы оставить этот прибор себе в пользование. Мне он просто не подошёл по звуку. Как и многие другие не менее продвинутые процессоры уважаемых фирм. С другой стороны, если говорить о приборах, на которых были записаны партии гитары в песнях «Миража», «Маленького принца» Димы Маликова и «Любэ», то это как раз тот случай, который подтверждает известную теорию «чем хуже – тем лучше!». Если говорить о технических характеристиках примочки, которую я использовал для записи, то по отношению сигнал/шум она могла бы побить все рекорды. То есть хуже, наверно, не бывает. Это была собранная буквально на коленках примочка, состоящая из трёх усовершенствованных MXR Distortion +, включённых последовательно один за другим. Учитывая то, что это три каскада усиления, работающих в жестком нелинейном режиме, система не очень устойчива сама по себе. Она просто живёт своей жизнью! Иногда начинает «заводиться», издавая противный резкий свист, иногда возникают какие-то неприятные на слух призвуки, в общем, ведёт себя как настоящая капризная барышня! Зато, как звучит на записи! Комбик, в который включалась эта примочка, тоже заслуживает отдельных слов. Он, так же как и примочка, дожил до наших дней, и вполне нормально себя чувствует. Это, как сейчас принято говорить, «самопал», вроде как одна из первых работ мастера Новикова, чьи усилители сейчас продаются во многих крупных музыкальных магазинах. Единственная «фирменная» деталь этого комбика – 12-ти дюймовый 50-ти ваттный динамик Celestion. Усилитель собран по схеме Fender, разумеется, на советских лампах. С каким пренебрежением мы тогда к ним относились! Совок! А кто бы мог подумать, что именно эти «совковые» лампы спустя 20 лет сам Jim Marshall будет ставить в свои легендарные усилители! Опять тот же принцип – «чем хуже - тем лучше!» Не в смысле того, что наши лампы плохие, поэтому их туда и ставят, а в смысле того, что их западный технологический прогресс, развиваясь значительно стремительней нашего благодаря внедрению новых технологий, уничтожил за два десятилетия массовое производство радиоламп, просто за ненадобностью. А мы, да китайцы, живя до сих пор в каменном веке, летаем на МИГах, в которых на этих лампах собрана вся электроника! Вот и приходится старине Джиму и его не менее именитым коллегам ставить в свои усилители радиолампы, сделанные в России и Китае. Так вот, продолжая рассказ об этом уникальном самодельном комбике, могу сказать, что «живой» звук его просто ужасен! К тому же он сам по себе шипит, темброблок работает отвратительно, а ручка громкости одного (неподключенного) входа почему-то добавляет верхние частоты на другом (подключенном) входе! В общем, тоже вещь в себе. И, несмотря ни на что, послушайте, как весь этот комплекс, состоящий из одних только очевидных недостатков, звучит на записи!

Гитарное оборудование, выбор процессоров, приборов, примочекЧестно говоря, с ностальгией вспоминаю те времена, когда процессоры ещё не были изобретены, и все гитаристы возили с собой чемодан маленьких разноцветных коробочек, моток проводов и обойму батареек. Каждая из этих коробочек умела делать что-то одно. Зато как! И как красиво они стояли на сцене, выстроившись полукругом или в линейку! Один раз, кстати, надо мной подшутили техники нашей программы. Я работал тогда в «Альфе». Ездили, помню, с большой программой Ованеса Мелик-Пашаева, которую мы и закрывали. Т.е. настроившись перед началом концерта, оставляли на сцене все свои подключенные примочки, клавиши и усилители. В первом отделении выступал Лёша Романов из «Воскресенья» и Женя Маргулис с Серёжей Кавагое из «Машины времени» со своим новым на то время проектом. Так вот, выходим мы во втором отделении на сцену в темноте. Пока Сергей Сарычев в свете одинокой пушки первым номером исполняет «Я сделан из такого вещества», аккомпанируя себе на клавишах, мы включаем в полутьме инструменты и усилители. На сцене зажигается свет, и я вижу: что-то изменилось в привычном мне порядке моих примочек. За время первого отделения среди них появился новый, доселе неизвестный мне прибор - ПАЧКА СИГАРЕТ «МАЛЬБОРО»! Я не шучу! На сцене стояло пять или шесть моих примочек, среди них эта пачка и… в неё были включены мои провода!!! И самое удивительное – всё работало! После концерта, собирая примочки, я открыл эту пачку, и обнаружил, что эти наши техники вставили в неё с двух сторон два джековых гнезда и заботливо спаяли их между собой. Это была «зелёнка». Т.е. последний концерт в большой поездке, когда можно всё.

Гитарное оборудование, выбор процессоров, приборов, примочекТак вот, о примочках. Существует классическая схема использования двух приборов для получения искажений. Первый из них ставится на «разогрев», а второй окончательно «разгоняет» и «ограничивает» сигнал. В качестве первого обычно используется какой-нибудь overdrive (ламповый, транзисторный и т.д.), в качестве второго – distortion или входной каскад усилителя. Здесь неограниченное поле для экспериментов! Всё зависит только от Вашей фантазии. Сегодня я, например, в качестве такого «разогрева» использую классический Boss OD-1 или ламповый Ibanez Tube King. А в качестве «второй ступени» - усилитель Marshall или ламповую примочку, собранную в корпусе из-под маршалловской кнопки переключения каналов по моему заказу известным московским мастером Сашей Артемьевым.

Гитарное оборудование, выбор процессоров, приборов, примочекВозможен ещё такой вариант: использование двух усилителей, один из которых работает в качестве «разогрева» - к его линейному выходу подключается второй усилитель. Если усилители ламповые, то получается отличный искажённый звук с крупным «зерном». Есть несколько мастерских в Америке, которые собирают оба усилителя в одном корпусе, немного модифицируя схему. Soldano, например, ещё ставит понижающий трансформатор питания. Напряжение в сети в Америке составляет 110 вольт. Soldano понижает питание в своих усилителях до 90 вольт. Тем самым они сдвигают вниз нелинейный участок усиления ламп. И перегрузка в лампах начинает происходить на меньших уровнях подаваемого сигнала.  Принцип двухступенчатого эффекта distortion в современных примочках реализован в рамках одного прибора. Т.е. в одном корпусе у Вас и overdrive или booster и distortion. А ручка регулировки искажений только одна – больше/меньше. Т.е. Вы не можете менять характер этих искажений, а можете регулировать только их уровень. 

Гитарное оборудование, выбор процессоров, приборов, примочекНу, и завершая свой рассказ о гитарном оборудовании, скажу, что ещё кроме квакушки Dunlop, прорцессора Rocktron Intellifex, "классического" ревербератора топ-класса Lexicon 200, старого лампового Marshall JCM800 и прочих студийных приборов, у меня есть пара незаменимых помощников - Fender Guitar Practicier и Korg Pandora, которые очень удобны для занятий и умещаются буквально в кармане джинсов. К тому же, после некоторых усовершенствований, они вполне прилично звучат на записи.

Ещё одно немаловажное звено в этой цепочке – микрофон, которым снимается звук с динамика, и его расположение. Классический микрофон, которым пользуется большинство гитаристов в мире в студиях и на концертах – Shure 57. Отличный роковый звук! Он сразу выделяет гитару на общем фоне благодаря всплеску в частотной характеристике в районе 6 кГц. Но именно эта нелинейность делает звук излишне резким для мягких попсовых аранжировок. Для этой музыки очень хорош Sennheiser 441. На этом микрофоне есть регулировки низких и высоких частот. Я обычно включаю подъём верхних частот и подрезаю низ на пару щелчков. Отличные результаты получаются, кстати, и при использовании конденсаторных микрофонов. Я в своё время экспериментировал с разными микрофонами, и мне понравился результат, полученный при использовании Neumann U-87. Помню, в то время некоторые «продвинутые» звукорежиссёры скептически кривились, когда я говорил об этом. «Конденсаторный микрофон на гитару? Это безграмотно! Фирмачи так не делают!» Делают! Ещё как! Спустя 20 лет я получил этому подтверждение. Несколько лет тому назад нам с Екатериной посчастливилось побывать не концерте нашей любимой группы King Crimson. Я помню эти незабываемые ощущения. Мы сидели очень близко от сцены, ряду на втором-третьем. Я отчётливо разглядел, что гитарные кабинеты Фриппа и Белью были подзвучены именно U-87ми! И звучали гитары так, что сносило крышу. Это было просто нереально! И музыка и саунд! А когда Адриан Белью спел Three of the Perfect Pair, аккомпанируя себе на акустической гитаре, я подумал, «нет, этого не может быть!» Послушайте внимательно эту песню и попробуйте сделать хотя бы что-то одно: или сыграть или спеть. А он сделал и то и другое с улыбкой на лице!

Не бойтесь экспериментировать! Нужно только запастись временем и терпением. Все гитарные партии на моём сольном альбоме 88-го года вообще были записаны в угольный(!) микрофон от профессионального репортёрского магнитофона Maranz. Пара треков с этого альбома есть на нашем сайте в разделе Музыка. Можете оценить саунд. Могу ещё добавить, что в мой студийный ламповый Neumann U-67 гитара тоже звучит великолепно!

Гитарное оборудование, выбор процессоров, приборов, примочекКонечно, немаловажно расположение микрофона. Есть звукорежиссёры, которые ставят микрофон строго по центру динамика. Я же предпочитаю устанавливать микрофон у края диффузора, немного разворачивая его в сторону центра динамика. Но, как показывает практика, расположение микрофона лучше подбирать индивидуально, в зависимости от того, какой характер звучания Вы хотите получить. И ещё. Если Вы записываете гитару в студии, в правильно рассчитанном помещении, можно поставить дополнительно ещё пару микрофонов в разных местах помещения, для того, чтобы снять естественные отражения звука. Их можно будет подмешать к основному треку гитары. Звук станет плотней и будет лучше «склеиваться» с остальными инструментами. Конечно, при отсутствии такой возможности, всегда можно добавить на гитару при сведении немного реверберации с короткими отражениями.

Кстати говоря, я слышал, есть приверженцы записи гитары напрямую в звуковую карту компьютера с помощью всевозможных симуляторов или плагинов, моделирующих звучание различных комбиков и микрофонов. Я много с этим экспериментировал, но лично у меня не получилось сносно записать искажённую гитару подобным образом. Хотя, я оговорюсь, бас-гитара и гитара на чистом звуке при такой технологии записи звучат вполне прилично.