Позади четыре с половиной часа полёта на жёстких сиденьях военно-транспортного борта, 46-градусная жара и тесты на коронавирус. Мы, наконец, дома.
Наше турне, посвященное 30-летнему юбилею группы, продолжается. В этом году мы в очередной раз побывали с концертами в Северной Америке. Каждая гастрольная поездка - это новые знакомства и новые впечатления. В этот раз их оказалось так много, что понадобилось значительное время для того, чтобы перенести всё это на бумагу. Заметка получилась довольно объёмной, но, как говориться, из песни слов не выкинешь.
Так уж сложилось, что каждый раз, когда мы приезжаем в Казахстан, обязательно происходит что-то неординарное, из-за чего эти поездки даже спустя много лет невозможно стереть из памяти. Я уже рассказывал, как мы в 2010-м познакомились в Астане на совместном концерте с Тони Шериданом - тем самым, которому аккомпанировали The Beatles в самом начале своей карьеры. Это была незабываемая встреча! А впервые я побывал в Казахстане в 1986-м с группой Альфа. В то время мы ездили вместе с Воскресеньем и ещё несколькими группами в программе под руководством Ованеса Мелик-Пашаева. Каждый зритель знает, что неотъемлемой частью любого рок-концерта является дым. Он подчёркивает лучи от прожекторов и добавляет драматичности действу. Сейчас есть масса приборов, которые применяются для создания сценического дыма. Но в то время все эти заморские чудеса были в дефиците, и дымовой эффект создавался с помощью подручных средств - обычной электрической плитки и хлорида аммония, который медленно тлел на ней, создавая легкую дымовую завесу. Эта плитка стояла у нас за сценой под барабанным подиумом. На концерте во Дворце Республики в городе Алматы всё было как обычно - осветители насы́пали соль на плитку перед началом концерта, и пошли за световой пульт создавать, как им казалось, невообразимую красоту на сцене. Мы закрывали программу, и ближе к концу концерта, практически перед нашим выходом, кто-то из местных ребят, как выяснилось позже, незаметно пробрался к плитке и бросил на неё большую пригоршню листьев распространённого в Казахстане растения, широко известного как сырьё для приготовления пеньки, но используемого часто не по прямому назначению в качестве дымообразователя.
Нынешний май оказался щедрым на природные аномалии. Вообще, гастрольная жизнь связана с частыми экстремальными переменами климата и погоды. Майские снегопады в Москве невольно навеяли воспоминания о снежном циклоне, который накрыл Нью-Йорк в дни наших гастролей по Северной Америке. В этом году мы дважды побывали в Соединённых Штатах, и оба раза нам хватило экстрима, чтобы запомнить эти поездки надолго. График наших концертов настолько плотный, что не всегда бывает свободная минутка, чтобы сесть за ноутбук и написать о поездке хотя бы несколько строк. Но, как говорится - лучше поздно, чем никогда.
В детстве я зачитывался романами Джеймса Фенимора Купера. Сюжеты его книг были настолько захватывающими, что когда вечером мама выключала свет, я выжидал, пока закроется дверь в соседнюю комнату, включал фонарик и продолжал читать под одеялом. Одна из самых моих любимых книг носила название “Следопыт или На берегах Онтарио”. Если бы мне в детстве кто-нибудь сказал, что я когда-нибудь окажусь на берегу того самого Онтарио, где разворачивался сюжет с участием бесстрашного Следопыта и его верного друга Чингачгука, я бы вряд ли поверил. И вот наш самолёт делает большой круг над озером Онтарио, заходя на посадку в аэропорт Торонто...
С небольшим опозданием, связанным с реорганизацией нашего сайта, я продолжаю делиться с вами впечатлениями от поездок.
Наш юбилейный гастрольный тур начинается на расстоянии десяти часовых поясов от дома на противоположной стороне Земного шара в краю гор, вулканов и озёр, в стране, где медведи и койоты заходят среди бела дня в жилые дворы как к себе домой. Всего 12 часов полёта и 5 часов на пересадке между рейсами в аэропорту Франкфурта, и мы в Канаде - на родине хоккея, группы Rush, Брайана Эдамса и Джеймса Кэмерона.
Ворота в мир
Наши гастроли по Германии продолжаются. На этот раз мы перемещаемся на север страны в Гамбург. Несмотря на то, что мы бывали здесь много раз, каждый приезд в Гамбург - это событие. Для любителей рок-н-ролла и, в частности, поклонников The Beatles, это место совершенно особенное, можно сказать - сакральное. Гамбург можно без преувеличения назвать центром мировой музыкальной культуры 60-х. Здесь зажигались новые звёзды и зарождалась новая музыкальная эпоха. Достаточно назвать в числе зачинщиков имена Джими Хендрикса, Рея Чарльза, Литтл Ричарда, Чака Берри и Фрэнка Заппы.
Каждый раз отправляясь на гастроли или возвращаясь домой, я не могу удержаться от слов благодарности в адрес наших родных Московских воздушных причалов. Ну, как не благодарить их за курсы обмена валют, за рамки металлоискателей и проверку чемоданов на входах и за таксистов, преграждающих путь на выходах? Это же всё для нас, всё для нашего блага. Да, и, отдельное спасибо за соблюдение закона о курении.
Есть такие места, в которых ты вроде побывал много раз, но когда приезжаешь вновь, кажется, что попадаешь сюда впервые. Именно такие ощущения не покидали нас в весенней гастрольной поездке по Уралу, хотя, казалось бы, проехали весь Уральский хребет вдоль и поперёк за минувшие 30 лет, и здесь всё те же горы, те же сосны, те же разбитые дороги и отсутствие мобильной связи, а продукты, как и тогда, имеют давно забытый вкус и запах настоящей еды...
Не знаю, кому как, но мне каждый Новый год обязательно приносит какие-то сюрпризы. В прошлом году, например, германский магазин Musicstore буквально за несколько дней до Нового года сообщил радостную весть о том, что прибыла гитара, которую я девять месяцев назад заказал через них у фирмы Steinberger. Я уже было отчаялся ждать, но гитару доставили именно в канун Нового года, и как раз в то время, когда у нас были в Германии концерты. Ну, разве это не чудо? Вот и нынешний Новый год не обошёлся без сюрпризов.
Каждая гастрольная поездка - это новые впечатления, знакомство с обычаями и культурой тех мест, которые мы посещаем. Я с удовольствием делюсь с вами всем этим на страницах нашего сайта. Буквально на днях мы вернулись из очередной поездки в Эстонию. Так совпало, что в дни наших гастролей приказала долго жить единственная эстонская авиакомпания Estonian Air. Увы, такова цена вступления в Евросоюз, экономические стандарты которого, как выяснилось, подходят далеко не всем странам. А, как жаль! Ну кто ещё, кроме приветливой эстонской стюардессы, может сказать, подавая напитки: "Осторожно, чай очень тёплый!" Курьёзы с тонкостями перевода происходят в зарубежных поездках достаточно часто. На других эстонских гастролях на пограничном контроле девушка-стажёр заглянула в наше купе, которое было первым в её жизни и, заметно волнуясь, спросила о цели нашего визита: "Эээ... куда... ты?"
Посещая разные города и страны, мы волей-неволей окунаемся в местную действительность. В ходе нашего осеннего Германского тура мы побывали в разных уголках страны от Берлина до Баварии. Сейчас Германия пылает яркими красками осени, и уже вовсю работают рождественские базары. Но в этом году к радостной предпраздничной суете у немцев добавилось новых забот. В сытую и благополучную Европу пожаловали гости с юга. Приезд гостей - это всегда хлопоты, а особенно, когда дорогие гости приезжают без предупреждений и приглашений.
В конце 80-х мне доводилось довольно часто бывать в Пензе. Группа “Монитор”, в которой я трудился после ухода из “Альфы, была приписана к Пензенской филармонии. Работа в штате государственной концертной организации давала возможность гастролировать по стадионам и дворцам спорта. Структура и экономическая деятельность филармоний в 80-е годы строилась по одному принципу: основной штат филармонии составляли административный аппарат, оркестр народных инструментов и хор, а где-то сбоку-припёку на птичьих правах была оформлена ещё какая-нибудь рок-группа, которую каждый сезон грозили расформировать за несоответствие репертуара решениям XXVII Съезда партии и длинные волосы. Но было одно "но": эти ненавистные министерству культуры волосатики ударным “чёсом” по стадионам зарабатывали деньги для содержания всей филармонии. А музыканты группы получали за свой непосильный труд филармоническую ставку. В нашем случае ставка музыканта оплачивалась по высшей тарификации - 9 рублей с концерта. На стадионах и во дворцах спорта она удваивалась. Не самые плохие деньги по тем временам, как нам тогда казалось.
Так уж сложилось, что каждый год мы бываем в Санкт-Петербурге с концертами. А впервые на гастролях в Питере я побывал в 1986-м в составе группы "Альфа" Сергея Сарычева. Это была большая концертная программа, с которой мы колесили по стадионам. Поздно ночью большой шумной толпой мы приехали поездом из Таллина. Художественный руководитель программы Ованес Мелик-Пашаев сломал всю голову, где же накормить в это время суток всю нашу голодную ораву. Я до этого много раз бывал в Питере, и вовремя вспомнил, что ресторан гостиницы "Интурист" работает круглосуточно. Правда, обладателям паспорта гражданина СССР вход туда был запрещён, но в Советском Союзе смятая трёшка, положенная в карман швейцару, решала все вопросы с проходом, чем мы и пользовались с институтскими друзьями, когда приезжали в Питер.
Мы побывали в Эстонии с концертами не один десяток раз. С Таллином вообще удивительным образом связаны страницы нашей истории. В советское время в центральном концертном зале города Таллина “Горхолл” находилась невероятно крутая студия звукозаписи европейского уровня, и в 1989-м году мы записали на ней альбом группы “Маленький принц”. И именно здесь, в “Горхолле” Екатерина Болдышева в марте 91-го впервые вышла на сцену в качестве солистки группы “Мираж”. Надежда Бабкина, которая стояла за кулисами, видя волнение Екатерины, напутствовала её словами: “не волнуйся, детка, всё будет хорошо!” И как в воду глядела! С тех пор в Эстонии все наши концерты проходят “на ура”.
Наши гастроли в Берлине пришлись на начало мая. И в эти дни в Берлине многое напоминает о событиях весны 45-го. По всему городу развешаны плакаты с фотохроникой разрушенного города. А на одном из таких плакатов запечатлён красноармеец с головой Гитлера в руке. Специально к Дню окончания войны (именно так здесь называют эту дату) все наши воинские памятники приведены в полный порядок. Вот так нас встретил Берлин в мае 2015-го.
Одним из самых запоминающихся событий этой весны стали наши гастроли в Ухту - город нефтяников и белых ночей. И в первую очередь Ухта запомнилась нам неимоверным количеством пыли, запахом переработанной нефти и... бессонницей. Здесь в конце апреля в 3 часа ночи светло примерно так, как в обычный пасмурный день в Москве. Мы прилетели в город поздно ночью и все участники нашей концертной программы как в один голос заявили, что в гостинице на завтрак никто не пойдёт, все будут отсыпаться до самого выезда на площадку. На уже ранним утром невыспавшиеся и помятые артисты стали стягиваться в гостиничное кафе. Все тёрли глаза и и в один голос жаловались на то, что даже при наглухо закрытых занавесках спать совершенно невозможно. Белые ночи здесь длятся практически полгода, а в летние месяцы не темнеет совсем.
Милан - удивительный город. Мы это почувствовали сразу, как только вышли из аэропорта. И первым, кто нас удивил в Милане - пожилая таксистка, которая героически набросилась на наши неподъёмные чемоданы с концертным оборудованием и костюмами, стоило только мне только на минуту отвлечься на звонок по телефону. Она самоотверженно пыталась оторвать их от земли чтобы погрузить в багажник. Ох уж эти эмансипированные европейские тётушки! Ну во всём они хотят быть на равне с мужиками! А ведь каждый из этих чемоданов весит больше 25 килограммов! Синьора безуспешно пыжилась до последнего, но ни в какую не хотела уступать мне право погрузить мои чемоданы в её багажник. И только мои категорические возражения смогли охладить её пыл. А в другой машине такси, на которой мы на следующий день катались по городу, радио было настроено на волну с классической музыкой. Интересно, кому-нибудь попадалась в Москве машина такси, в которой играла бы классика?
Вообще, итальянцы, как и все южане - шумные, общительные и необычайно эмоциональные. Я помню, когда в наш первый приезд в Италию мы гуляли с моим 8-летним сыном, совершенно незнакомые люди со словами "Бамбино!" трепали Антона по волосам и норовили угостить конфеткой.
Наши зимние германские гастроли плавно перетекли в весенние, и я продолжаю делиться впечатлениями от поездок и рассказывать об обычаях этой удивительной страны. На этот раз наши гастроли проходят в Баварии - самом большом и богатом регионе Германии. Наверное, нет такого уголка на земле, где бы не знали ласкающего слух рокота баварских моторов и неповторимого вкуса баварского пива. Сами баварцы, как настоящие южане, любят шумно погулять, поэтому драки в ночных клубах и на дискотеках здесь происходят на порядок чаще, чем в где-либо в Германии. Ещё баварцев отличает малопонятный местный диалект, который с трудом понимают жители всей остальной части страны. Но, пожалуй, самое главное, чем славится Бавария - это удивительной по своей красоте природой.
Февраль в Германии - это время тёплого солнца и весёлых карнавалов. Снега уже давно нет, и кое-где начинает пробиваться свежая травка. Но, несмотря на тёплую погоду, сейчас в Германии свирепствует грипп, и в стране объявлен повышенный уровень опасности.
Наши новогодние концерты в Германии стали доброй традицией начиная с 90-х. Наступающий 2015 год - не исключение. Нас как магнитом каждый Новый год тянет в страну, жители которой не знают, что можно не убирать за собой посуду в Макдональдсе, а ёлку выбрасывают на улицу 26-го декабря сразу после наступления католического Рождества, где в школе "пятёрка" обозначает "неуд", а "единица" значит "отлично", где ездят строго по линеечкам, и не догадываются, что можно обогнать справа или объехать пробку по обочине, где водители не представляют себе, как самостоятельно поменять колесо или перегоревшую лампочку в машине, где зимой запрещена шипованая резина и прогрев двигателей.
Несмотря на плотный гастрольный график и занятость в работе над новыми песнями, время от времени мы участвуем в сторонних проектах. Не так давно руководство Якутского Государственного цирка решило осуществить масштабный замысел - выйти с новым цирковым шоу на мировой уровень. Для осуществления этой идеи были привлечены значительные творческие силы. Нам с Екатериной посчастливилось тоже принять участие в этом проекте - Екатерина спела вокализ в одном из музыкальных номеров, а в другом я сыграл на гитаре. Музыку к этому представлению под названием "Тепло вечной мерзлоты" написала "могучая кучка" именитых московских авторов - Юрий Ли, Дмитрий Савари и Сергей Крылов. Имя последнего хорошо знакомо поклонникам "Миража и "Маленького принца": в 90-е годы Сергей играл с нами и с Сашей Хлопковым на клавишных. А в прошлом году к нашей большой радости он вновь занял место за инструментом в нашем коллективе и теперь совмещает гастрольную деятельность с написанием музыки для шоу и представлений. На сегодняшний день по всему миру идут с успехом более десятка спектаклей и постановок на музыку Сергея и его соавторов, а список их произведений, значащихся в реестре Российского авторского общества, самый длинный - впору подавать заявку в книгу рекордов Гиннеса. Во время нашей совместной работы над музыкальными номерами для Якутского цирка мы так прониклись духом Якутского этноса, что нам захотелось познакомится поближе с этим удивительным краем. И вот, в этом году наш гастрольный маршрут прошёл через эти места...
Моя концертная деятельность в группе "Мираж" началась в 1988 году с гастролей в Казахстан. Впечатления от этой поездки навсегда врезались в мою память: бесконечные степи, суслики, застывшие в позах столбиков среди редких кустиков колючки, типовые советские пятиэтажки и коровы, разгуливающие прямо по пыльным улицам городских окраин. Тут же, на улицах городов продаётся плов домашнего приготовления. Накладывают плов в миски руками. Использованная посуда окунается в таз с мутной водой, покрытой плёнкой жира, и… посуда вновь готова к использованию. Вот так, всё по-домашнему…
Ну, вот, наконец, выдалось немного свободного времени для того, чтобы рассказать о второй части нашей испанской поездки. На этот раз гастрольный маршрут проходит через Канары. Эти семь небольших островов в Атлантическом океане, соседствующих с Африкой, по праву называют маленьким раем на земле. Здесь всегда светит солнце, круглый год лето и купальный сезон. И только располагающаяся неподалёку Сахара время от времени омрачает всеобщее благоденствие. В этих широтах дуют сильные ветры и острова периодически накрывает песчаной бурей. В такие дни видимость на дорогах не превышает 50 метров...
Ваш неподдельный интерес, наши дорогие друзья и поклонники, к опубликованным ранее гастрольным заметкам заставляет снова взять в руки ноутбук. К сожалению, не получается писать более подробно о поездках из-за элементарного отсутствия времени. Редкие минуты удаётся улучить лишь в промежутках между выступлениями, за завтраком или в самолёте. И всё-таки об Испании не получится написать в двух словах. Слишком много впечатлений. Наша поездка по Испании с небольшим перерывом пройдёт в два этапа и охватит города в разных частях страны. Поэтому и рассказ об Испании придётся разделить на две части.