FAQ: ВОПРОС-ОТВЕТ

Гитары

Jackson: Наверное всем, кто знает МираЖ, интересно, какой марки у Вас самая миниатюрная гитара, у которой гриф без пера. Мне самому очень интересно, сколько раз думал, так до сих пор не знаю. Похоже на работу под заказ. Это наверное Ваша самая любимая гитара?

 ГитарыКак вы относитесь к Джексонам? Мне кажется, это самые удобные и самые лучшие гитары.

Алексей Горбашов: Ну что же, пожалуй, перейдём к гитарам. Вы спросили, нравится ли мне Jackson? Да! У меня есть один. И эта гитара - одна из моих самых любимых! Это инструмент из мастерской Jackson Custom Shop. Во всех известных фирмах существуют мастерские Custom Shop. Это индивидуальное производство гитар по принципу: одна гитара - один мастер.

ГитарыТочно так, как в ателье AMG собирают спортивные болиды Mercedes. Одна машина – один мастер. Он контролирует весь процесс от начала до конца. То есть, Custom Shop - это гитары ручной сборки и особо точной доводки. Даже рисунок на моём экземпляре нанесён вручную, и на нём стоит подпись мастера: Burgan '93.

ГитарыПомните, я говорил, что всё, что попадает в мои руки, подвергается полнейшей творческой переработке и усовершенствованию. Да, и эту дорогущую гитару не миновала та же участь.

Взамен «родных» звукоснимателей OBL (humbacker у порожка) и двух синглов Jackson (оба двухкатушечные вертикальные humbacker), на ней стоят Seimor Duncan JB (у порожка) и в прорезанном под humbacker отверстии у грифа - Shaller Feedbacker.

Потрясающий певучий инструмент с очень удобным грифом. Мне он очень дорог ещё и потому, что это подарок Андрея Литягина на мой 33-й день рождения.

ГитарыСвой миниатюрный Hohner я приобрёл в 1990 году по необходимости. Лет 20 с лишним тому назад я попал в аварию, последствия которой вынудили меня делать коррективы в дальнейшей жизни. Перелом двух рёбер и как следствие – защемление нервных окончаний. Это был итог невнимательности молоденького солдатика, управлявшего грузовым ЗИЛом, превратившего передок моей машины в бесформенное месиво. Врач, который уже через несколько лет после этого происшествия смотрел мои снимки и томограммы сказал: никаких тяжестей, про сцену забудь! Будешь прыгать с гитарой – будут мучить боли! Он был прав. Не буду вдаваться в подробности, того, что мне довелось пережить. Лучше не вспоминать!

ГитарыРассказываю об этом отнюдь не для того, чтобы вызвать жалость или сострадание. Страшно не люблю, когда меня жалеют! Просто это была правда жизни. Передо мной стоял выбор – бросать любимое занятие или мучиться дальше.

Врач, в конце концов, поняв, что я не брошу работу, дал дельный совет – «найди какую-нибудь очень лёгкую гитару или работай сидя». Ну, второе, понятно, сразу отпало, я не могу на сцене устоять на одном месте, не то, что усидеть! Вот и пришлось в 90-м году приобрести эту малышку. К слову говоря, несмотря на её скромные размеры, у неё стандартная мензура. Единственный её недостаток в том, что из-за маленькой массы (всего 2 с небольшим килограмма) она достаточно бедна обертонами и не очень "щедра" на сустейн. Тем не менее, я записал на ней большую часть партий на третьем альбоме "Миража". Сейчас она сопровождает меня во всех поездках. Только изредка я позволяю себе работать на сцене с обычными полноразмерными инструментами.

ГитарыВпрочем, сейчас от этой гитары осталось только название. Звукосниматели сразу нашли своё место в мусорном ведре, постепенно развалилась вся механика, пришлось у мастера перебить лады (уже дважды). Сейчас на ней стоят два активных датчика Seimor Duncan Live Wire – humbacker у порожка и single у грифа и ещё один пассивный вертикальный humbacker DiMarzio HS-3. Вся машинка была выточена на заказ взамен развалившегося оригинала, «родными» остались только крышечка и каретки, вместо головки грифа с отверстиями для струн double ball end (струны с шишечками с двух сторон), была изготовлена тоже на заказ «прищепка» top lock с обычным зажимом для струн. Вся настройка (некое подобие колков) находится в машинке. На грифе струны просто жёстко зажаты «прищепкой». В те годы практически невозможно было найти струны double ball end, к тому же, там, где струна обвита вокруг шишечки – её самое слабое место. Она расстраивается во время подтяжек и работы вибратором. А если у Вас на каждой струне две шишечки, и сверху и снизу, – она расстраивается в два раза больше.

ГитарыКстати, если на Вашей гитаре стоят струны с шишечками, есть дельный совет: если облудить (пропаять) паяльником полностью всю шишечку вместе со струной, она будет расстраиваться значительно меньше. Правда, есть другие места, которые влияют на стабильность строя значительно больше: верхний порожек, кобылки на некоторых моделях машинок и ножи, которыми машинка (вибратор) опирается на стойки. Опять же, есть несколько советов: если Вы пользуетесь машинкой на гитаре без top lock (зажима струн), можно смазать прорези для струн в верхнем порожке смесью машинного масла с графитом (подойдёт растёртый грифель простого карандаша). А ещё лучше, поменять порожек на графитовый и поставить колки с зажимом. Ножи – самое слабое место любой машинки.

ГитарыОни должны быть обязательно закалёнными или хотя бы зацементированными. На дешевых моделях ставят что попало, поэтому эти ножи очень быстро затупляются и перестают возвращаться в исходное положение при работе с вибратором. Если это случилось с Вашими ножами, выход только один – менять машинку целиком, например,  на самый распространённый «родной» Floyd Rose, или хотя бы одни ножи (они на некоторых моделях съёмные) вместе со стойками. Сейчас разобранные машинки в виде запчастей свободно продаются в Москве в магазине «Слами».

ГитарыСкажу сразу, специально коллекционированием гитар я не занимаюсь. Все инструменты, которые находятся в моём арсенале – это набор гитар, имеющий практическое значение. И отношение к ним у меня чисто утилитарное. Поэтому те из них, которыми я наиболее часто пользуюсь на концертах, имеют потрёпанный вид. Некоторые из гитар, как, например японский Fender Stratocaster или Ibanez RG-520 случайно попали в мои руки, и впоследствии я не смог с ними расстаться. Раньше этот красный Ibanez принадлежал Анатолию Бондаренко (группа «Нэнси»). Как-то, находясь в его студии, просто из любопытства попросил у него эту гитару на пару дней. И влюбился в её звук. Впоследствии Анатолий любезно согласился с ней расстаться за умеренную цену. Это инструмент середины 90-х годов из первой партии 520-х. Сейчас эти гитары имеют две модификации – с японскими датчиками и звукоснимателями DiMarzio. На моём инструменте стоят «родные» японские датчики, в то время другие просто и не ставили. В этом вся прелесть этого инструмента. У этих звукоснимателей немного «провалена» середина, и её звук как нельзя кстати пришёлся к песням «Миража». И эта гитара меньше всех остальных подверглась усовершенствованиям. На ней лишь была заменена обветшавшая «родная» машинка на «позолоченный» Floyd Rose. Кстати, на всех моих гитарах стоят машинки. Используя этот волшебный рычажок можно добавить в Вашу игру столько различных красок! Поэтому даже на моём классическом Gibson Les Paul Studio, приобретённым, кстати, также у Анатолия Бондаренко, стоит вибратор, специально разработанный фирмой Schaller для этих гитар.

ГитарыИнтересная по конструкции машинка стоит на моём японском Fender Stratocaster. Это собственная разработка японского отделения Fender. На американские модели она не ставилась. Судя по серийному номеру, эта гитара 1984 года. И американцы в то время ставили на свои Страты классические машинки на 6-то винтах или на двух (серии Элит) без всяких зажимов и микро-подстроек. Была ещё версия вибраторов, похожих на Kahler. Несмотря на то, что гитара японская, она повторяет в точности американцев серии S, и гитара была сделана специально для американского рынка. Оттуда она и была привезена в своё время одним бизнесменом, который мне её предложил приобрести за ненадобностью. Поиграв на ней несколько дней, я понял, что устоять не смогу, хотя до этого в моих руках и побывало достаточное количество «матёрых» американских Стратов разных видов и поколений. Они, кстати, все очень отличаются по звуку и удобству. Я имею ввиду, конечно, старые Стратокастеры. У одного из них, помню, был настолько жирный звук без всякого звона и «стекла», что, слушая его на записи, невозможно было поверить, что это записано на Стратокастере. Скорее, его звук напоминал породистый Лес Пол. Да, на моём японце звукосниматель у грифа заменен на DiMarzio HS-3 и нижняя ручка регулировки тембра имеет переключатель, который «отсекает» одну катушку на этом звукоснимателе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...