«Мираж» – уникальный бренд. Его знают в каждом уголке нашей страны. По сути, песни именно этой группы оказались саундтреком целой эпохи. По ним можно легко проследить не только эволюцию отечественного шоу-бизнеса, но и музыкальные предпочтения слушателя перестроечной и постперестроечной поры. Словом, как бы банально это ни звучало, но сейчас мы прикоснёмся к истории. К тому же нужно отметить, что шлягеры легендарного ВИА добрались до наших дней и не утратили прежнего очарования. Корреспонденту «Городской афиши» удалось побеседовать с нынешними участниками ансамбля и обсудить с ними прошлое, будущее и настоящее.
Алексей Горбашов: На самом деле, за успехом «Миража» стоят конкретные личности, и в первую очередь это Андрей Литягин, который написал музыку, создал стиль и звучание группы. Но сам Андрей не светился на плакатах и в видеосъёмках, а состав группы неоднократно менялся, поэтому, действительно, у тех, кто не знаком с историей группы, образ «Миража» размыт.
Екатерина Болдышева: Каждый участник «Миража» внёс свою лепту в историю группы. У многих поклонников «Мираж» – свой. Такой, каким он запечатлелся в памяти, когда человек впервые попал на концерт группы или даже просто увидел её на фотографии, плакате…
– Сложно спорить с тем обстоятельством, что на стыке восьмидесятых и девяностых годов «Мираж» существовал в атмосфере всеобщего обожания. Тот фурор застал и я. Хочется спросить, не мешает ли тому или иному коллективу его прошлое? В том плане, что аудитория требует чего-то привычного. Например, исполнять песни, которые были в плейлисте слушателя двадцать-тридцать лет назад.
А. Г.: Это не совсем так. Я пришёл в «Мираж» со своим сформировавшимся стилем игры и звучания. К тому времени я уже принял участие в записи многих песен, которые стали хитами, и я был рокером на всю голову, но, как ни странно, именно «Мираж» позволил мне наиболее ярко о себе заявить. Участие в любом проекте, безусловно, накладывает определённые творческие рамки, но это не означает, что каждый из нас не может развиваться как в составе группы, так и в своём сольном творчестве.
Е. Б.: У нас с Алексеем есть масса песен, которые не имеют отношения к «Миражу», и некоторые из них, наиболее известные, звучат в нашей концертной программе. Наш клавишник Сергей Крылов пишет музыку для цирковых представлений. На его счету около 400 произведений, масса дипломов и наград, и участие в «Мираже» никак не мешает ему сочинять музыку для спектаклей.
А. Г.: Даже в рамках коллектива каждый музыкант вполне способен реализовать свои творческие способности и идеи. На наших сольных концертах все участники группы исполняют сольные номера. Добавлю ещё: мы участвуем в проекте по той причине, что нам нравится этот песенный материал.
Е. Б.: Мы не разлюбили эти песни и сейчас, спустя три десятка лет.
А. Г.: Да, а если говорить о стилистике группы, то она существенно изменилась в течение первого года существования коллектива. Я говорю об огромном различии между звучанием первого и второго альбомов. Второй альбом задал новый стандарт качества записи и звучания в нашей стране. Это был настоящий прорыв.
Е. Б.: Сейчас, когда мы работаем над новыми песнями, мы не пытаемся скопировать звучание и стилистику старых хитов, но поклонники, услышав их, говорят: это «Мираж». Значит, мы остаёмся узнаваемыми.
– Следующий вопрос в некотором смысле продолжает предыдущий. Скажите, пожалуйста, в какой обстановке вам проще творить – в атмосфере массовой истерии или же в период перманентной симпатии публики, но без глобального поклонения с её стороны (невольно снова вернул вас в восьмидесятые)?
Е. Б.: Комфортнее всего творить в обстановке, когда никто и ничто не отвлекает от творчества. Излишнее внимание публики и масс-медиа, естественно, влияет на творческий процесс, потому что когда ты постоянно в центре внимания, ты не принадлежишь себе, и на творчество времени просто не остаётся.
А. Г.: Я знаю точно, что больше всего мешает творить, – это «корона» на голове. К счастью, у нас её никто не носит.
– Давайте поговорим о нынешней эпохе. Сейчас наблюдается такая тенденция – стили, которые пользовались успехом два-три десятилетия назад, начинают стихийно возвращаться. Пусть и в слегка иной оболочке. Как вы относитесь такому тренду – когда артист берёт что-то из прошлого, откровенно копирует предшественника и выдаёт за своё?
Е. Б.: Интерес к эстетике и стилистике восьмидесятых-девяностых не случаен: в то время было написано огромное количество классной музыки, снято много интересных фильмов. Это был период невероятного прогресса в массовой культуре.
А. Г.: Сейчас, в век компьютеров, появились такие технические возможности, о которых мы не могли даже мечтать в то время, когда создавались хиты «Миража». Компьютерные технологии упростили процесс производства музыки и кино. Они невероятно расширили технические возможности. В восьмидесятые годы все студии звукозаписи в Москве можно было пересчитать по пальцам одной руки. Они принадлежали государству, и надо было иметь знакомства для того, чтобы туда попасть и что-то записать. Сейчас каждый желающий может позволить себе иметь домашнюю студию. Для этого нужны лишь компьютер, простейшая звуковая карта, мультимедийные колонки и микрофон. Я знаю людей, которые на таком примитивном оборудовании записывают песни, которые попадают на радио и имеют миллионы кликов в Интернете. Казалось бы, такая доступность должна была дать прирост качества и количества новых классных песен. Но этого не происходит. Вместо прогресса в популярной музыке налицо явный регресс. Музыка стала одноразовой и утилитарной.
Е. Б.: Обращение к музыке прошлых десятилетий и даже веков было принято во все времена. В этом нет ничего плохого. Напротив, тем самым музыканты отдают дань своим предшественникам и продолжают музыкальные традиции.
А. Г.: История знает такие примеры, когда музыканты брали на вооружение идеи из чужих произведений, и созданные на их основе песни становились мировыми хитами. Взять хотя бы песню «Venus», гитарные риффы и мелодия припева которой были позаимcтвованы группой «Shocking Blue» из песни «The Banjo Song» Тима Роуза. А гитарный рифф в песне «Smoke on the Water» очень напоминает рифф из песни «Look to the Rainbow» бразильской певицы 1950-х Astrud Gilberto, но всё это нисколько не умаляет значимости хитов «Shocking Blue» и «Deep Purple».
– При прослушивании песен группы «Мираж» (как новых, так и старых треков) у меня возникают отчётливые ассоциации с западным саундом. А именно – с качественной танцевальной музыкой (явные аналогии с «ABBA» и «Ace of Base», за некоторыми оговорками с «Army of Lovers» и «Alphaville»). Как думаете, насколько вам удалось донести это звучание до уха тогда ещё советского, а ныне российского слушателя? Или всё же различие в восприятии музыки в нашей стране и за рубежом – несколько надумано?
А. Г.: Замечу, что все перечисленные вами исполнители, кроме группы «ABBA», возникли после «Миража». Но дело вовсе не в этом. Действительно, в нашей стране группа «Мираж» была первым проектом, созданным по мировым стандартам. Это касалось и мелодий, и аранжировок, и звучания инструментов. Ведь до этого отечественная музыка создавалась по советским клише. Появление «Миража» стало явлением. Для записи первого и второго альбомов у Андрея Литягина в распоряжении было самое лучшее оборудование, доступное на тот момент в стране.
Е. Б.: Но, конечно, дело не только в «железках», пусть даже самых лучших. Мелодии песен и аранжировки оказались настолько хороши, что даже сейчас, спустя три десятилетия, они не потеряли свою актуальность. Эти песни звучат во всех клубах и дискотеках, а зрители с удовольствием приходят на наши концерты.
Беседовал Дмитрий Шутов