Алексей, расскажите, что группа "Мираж" представляла собой 20 лет назад и что "мираж" сегодня?
Если сказать в двух словах, "Мираж" 20 лет назад - это успешный проект, созданный усилиями целой команды креативных людей. Образ мечтательной и романтической героини песен, созданный Валерием Соколовым, оказался настолько свежим и актуальным в конце 80-х, что песни звучали буквально из каждой сковородки, а количество концертов у группы доходило до 50 в месяц! Сейчас "Миража" в виде проекта или творческого коллектива нет. То, что осталось от Миража" на сегодняшний день - это немногочисленные осколки группы, втянутые с "лёгкой руки" Литягина в скандалы и судебные разборки, в которых бывшие участники отстаивают свои авторские права, а иногда - поруганные честь и достоинство. К "Миражу", как к музыкальному проекту, это уже никакого отношения не имеет. Ведь проект - это в первую очередь творческая мастерская, в которой рождаются новые песни. А если эта составляющая отсутствует, то это просто шабашка по зарабатыванию денег.
Как вы познакомились с Екатериной?
С Екатериной мы познакомились в 1988-м на совместных гастролях, в то время, когда она была участницей группы Светланы Владимирской "Клеопатра". Однажды мы прилетели с концертами в Душанбе, а у "Клеопатры" случился конфуз - чемодан с концертными костюмами потерялся в аэропорту. Их выступление было на грани срыва! Надо было как-то спасать ситуацию, и я предложил им порыться в моём концертном чемодане. Девчонки выбрали себе рокерские майки, ремни, запястники и… концерт был спасён! В те годы наши гастрольные маршруты время от времени пересекались, мы общались и вобщем симпатизировали друг другу.
Когда в "Мираж" пришла Екатерина? Как её приняли остальные члены коллектива?
В 1990-м вокруг "Миража" стали сгущаться тучи. "Фонограммные" скандалы достигли своего апогея. К тому же, отношения между самими участниками группы разладились. Группа давала по 30-50 концертов в месяц, и накопившаяся усталость выливалась в раздражение и взаимные придирки. Стало очевидно - надо что-то срочно менять. Всё разрешилось в одночасье - в новогоднюю ночь 1991-го вся страна узнала из Новогоднего "Голубого огонька" о том, что в "Мираже" новая солистка - Екатерина Болдышева, и с этого дня группа будет петь только живьём. Нарыв зрел давно, поэтому приход Екатерины в коллектив музыканты приняли одновременно с настороженностью и облегчением. Все участники группы, включая костюмера Аллусю и охранников Сашу и Лёшу, как могли помогали Екатерине адаптироваться. Для того, чтобы войти в программу, ей пришлось немало попахать. И самой главной задачей коллектива было… её накормить! От стресса и огромной нагрузки она иной раз напрочь забывала о еде. Могла не есть больше суток. С приходом Екатерины в "Мираж" действительно всё изменилось - песни группы, наконец, зазвучали живьём, коллектив получил известность за границей. Вклад Екатерины в культуру был отмечен в 2007 году дипломом и медалью "Профессионал России". А третий альбом группы "Мираж" "Не в первый раз", записанный Екатериной ещё в 1991-м, получил статус "Золотого" диска.
Вы планируете продолжать линию "Миража"?
По моему мнению, любой художник, писатель или артист должен говорить на языке того времени, в котором он живёт. Как ни странно, многие наши коллеги терпят неудачи, когда пытаются создать новые песни в духе своих старых хитов. Некоторым действительно кажется, что если переставить в другом порядке слова своих старых песен и немного переделать мелодию, то получится новый хит. Но на практике так не получается. Поэтому нет смысла продолжать эксплуатировать образ и стиль, которые были актуальны 20 лет назад. Героиня "Миража" осталась в том времени. А нам совсем не хочется застрять навсегда в 80-х, поэтому мы не боимся экспериментировать. Надо просто делать хорошую музыку - музыку сегодняшнего дня.
Расскажите, пожалуйста, о новом проекте Ms. Кэти. Что послужило для идеи создания совершенно не похожего ни на что проекта?
Мы отдали "Миражу" добрую половину своей сознательной жизни. Творческая работа в проекте всегда ограничена жёсткими рамками. На определенном этапе нам эти рамки стали тесны. Мы поняли, что выросли из коротких штанишек и пора создавать что-то новое. У нас накопилось достаточно много материала, который стилистически невозможно объединить в один альбом или в одну концертную программу. Поэтому мы решили, что героиней некоторых наших новых песен станет Ms. Кэти - ироничная, весёлая и очень позитивная особа. Идея проекта Ms. Кэти возникла сама собой. Собственно, это даже не проект, а одно из направлений нашего творчества, или, как сказала сама Екатерина: "Ms. Кэти - это моё новое настроение". Но это вовсе не отменяет работу над другим материалом, который по прежнему будет выходить под нашими привычными именами. Вообще артистам свойственно перевоплощаться и создавать новые образы. Само имя Ms. Кэти - это не вымышленный псевдоним. Екатерину зарубежные друзья и коллеги часто называют Кэти. Русские фамилии для них слишком сложнозапоминающиеся и труднопроизносимые, тем более, что там в артистической среде приняты сокращённые или уменьшительно-ласкательные имена. Сейчас в работе над воплощением в жизнь образа Ms. Кэти работает целая команда - композиторы, поэты, художники, разработчики мульти-медийных продуктов. Этим летом вместе с голландским клипмейкером Энтони Хаускампом мы сняли очень позитивный и красочный клип на песню "Ради любви". Сейчас почти готово новое видео - мультипликационный клип "Я люблю тебя, лысый!" Готовится к выходу компьютерная игра. Впрочем, не будем забегать слишком вперёд. Могу сказать одно - Ms. Кэти готовит новые сюрпризы!
У вас был длительный судьбоносный процесс по поводу авторских прав. Как сложилась ситуация, расскажите подробнее. Слышно, что он до сих пор продолжается.
Судебные процессы вокруг "Миража" - это тема грустная для всех участников и поклонников группы. Уже пять лет подряд г-н Литягин изводит бывших коллег исками, кляузами и запретами. Причём, именно тех, кто внёс наибольший вклад в создание проекта, кто отдал "Миражу" всё лучшее - мелодии, образы, стихи… 20 с лишним лет назад, когда мы создавали эти песни, никто не думал о славе и гонорарах. В 2004-м я на свою голову организовал юбилейный концерт группы "Мираж" в «Олимпийском». В тот день на одной сцене собрались все участники группы. Концерт прошёл на «ура», и стало понятно, что «Мираж» скорее жив, чем мёртв, и на нём можно неплохо заработать. Вся история с "возрождением" нынешнего "Миража" - с самого начала сплошная уголовщина. Многие помнят, она началась с того, что одну из участниц "погладили" по головке около подъезда, чтобы была посговорчивей. В своих интервью тогда девочки назвали фамилии заказчиков нападения - Литягина и Букреева. Кстати, в отношении одного из них - Генерального директора "Мираж-Мьюзик" г-на Букреева - в настоящее время определена мера пресечения, правда, по другому делу - о мошенничестве в особо крупных размерах. В отношении г-на Литягина всё только начинается - лица пострадавшие от его действий, добиваются возбуждения уголовного дела по той же статье. Но тогда с нападения всё только начиналось, а потом последовали угрозы и судебные иски в адрес других участников группы. У меня всегда было обострённое чувство справедливости. Я взял и подал иск о защите авторских прав. Этот иск был подан как средство защиты, в том числе, защиты своих коллег. И я этот иск выиграл. Получилось так, что выигранное мной дело неожиданно получило большой резонанс в композиторских кругах. И сейчас в борьбу против меня включилась так называемая "композиторская мафия". Кое-кто из уважаемых композиторов испугался громких процессов и скандалов. Все, наверное, помнят, как в стране прокатилась волна разоблачений авторов "липовых" диссертаций. Выяснилось, что они либо списаны, либо написаны совсем другими людьми. Некоторые композиторы почувствовали себя некомфортно. Дело всё в том, что в годы Советской власти композитором мог считаться только человек с соответствующим образованием. Все филармонические коллективы в обязательном порядке сдавали программу комиссии Министерства культуры, для того, чтобы получить разрешение на работу. Петь песни непрофессиональных авторов было запрещено. Поэтому в большинстве случаев созданные участниками коллективов произведения регистрировались на имя руководителя, которым, как правило, и был человек с дипломом. Многие из этих уважаемых композиторов сейчас занимают большие должности во всяких фондах и союзах. У них всё хорошо и скандалы им совсем не нужны. Они очень перепугались, что решение по моему делу получит огласку, и многие настоящие авторы начнут добиваться признания своих прав. Поэтому заинтересованные лица поговорили "с кем надо" на самом верху, и наш спор по авторским правам разгорелся с новой силой. Но ведь это не единственный суд. Бывший коллега строчит всё новые иски ко мне и другим участникам группы и останавливаться не собирается. Не так давно г-н Литягин даже решил расширить географию своей бурной деятельности и выдал доверенность германскому адвокату. А тот в свою очередь подал в иск к нашему концертному агенту. Но там оказалось не всё так просто: в Европе "телефонное право" не работает, а судьи взяток не берут и не выносят решения по чьей-то указке. Германский суд вынес решение в нашу пользу, и теперь истцу прийдётся крупно раскошелиться. Но я говорю обо всём этом без тени злорадства. Мне очень грустно видеть то, во что превратился талантливый и успешный в прошлом проект.
Вы много путешествуете и на своём сайте рассказываете об этом. Не думали ли написать книгу об этом?
Да, действительно, поклонники не раз просили рассказать об интересных местах, в которых нам довелось побывать. Самая большая проблема написать обо всех путешествиях - отсутствие времени. Это же является и препятствием для того, чтобы сесть и писать книгу. Могу лишь сказать, что у нас в стране огромное количество совершенно удивительных мест. Для того, чтобы объехать их все, не хватит жизни. Одно из самых ярких впечатлений в моей жизни - посещение Байкала. Не меньшее потрясение мы испытали, когда организаторы гастролей во Владикавказе после концерта свозили нас в ущелье. Написать про всё просто не хватает времени. Но если будут выбираться свободные минуты, постараюсь писать дальше. Так что, продолжение следует...